Архитектурная судьба Верховного Суда Нидерландов довольно беспокойная. С момента основания в 1838 г. он сменил в Гааге четыре адреса, последний переезд состоялся не так давно – в 2016 г. За годы своего существования Верховный Суд получил целый ряд примечательных предметов изобразительного искусства и правовой символики, о которых я здесь расскажу.
Главный вход здания Верховного суда Нидерландов украшают статуи шести выдающихся нидерландских юристов. Статуи были установлены при реконструкции очередной резиденции Суда в 1938 г. и выполнены известными нидерландскими скульпторами. Каким образом выглядела эта скульптурная группа в разные периоды, можно увидеть на фотографиях.



Сегодня подиум, где установлены статуи, довольно длинный, там еще много места, и есть еще куда продолжить. Возможно, для новых корифеев голландской юриспруденции. Ну а те шестеро, за кем уже признали право встречать посетителей Верховного суда, это: Корнелиус ван Бюнкершук, Ульрик Хубер, Гуго де Гроот (Гроций), Симон ван Левен, Иоханнес Воет, Йоан Мельхиор Кемпер. Пожалуй, за исключением Гуго Гроция, эти имена ни о чем (или мало о чем) говорят российскому читателю, поэтому кратко представим наших героев.

Корнелиус ван Бюнкершук (1673-1743) – нидерландский юрист-международник, председатель Верховного суда Голландской республики (Голландии и Зеландии) в 1724-1743 гг. Наибольший его вклад в международное морское право – юридическая формулировка «правила пушечного выстрела» Гроция.

Ульрик Хубер (1636-1694) – нидерландский философ, историк, юрист, университетский профессор. Внес большой вклад в развитие и изучение правовой системы римско-голландского права – синтеза римского права и германского обычного права, которое действовало в голландских провинциях.

Гуго де Гроот (Гроций) (1583-1645) – нидерландский юрист, политик, философ, литератор. Основоположник науки международного права. Сторонник международного правопорядка на принципах естественного права. О Гроции у нас, надеюсь, знают хотя бы юристы.

Симон ван Левен (1626-1682) – нидерландский правовед и судебный деятель, опубликовавший труды по римско-голландскому праву, процессуальному, уголовному и вообще публичному праву. Много печатался на голландском языке, что и принесло широкую известность его трудам, они стали классикой нидерландской юриспруденции.

Иоханнес Воет (1647-1713) – нидерландский ученый-правовед, один из крупнейших представителей романо-голландского права, комментаторов римского права. Нидерландский классик юриспруденции. Дважды избирался ректором Утрехтского университета.

Йоан Мельхиор Кемпер (1776-1824) – нидерландский юрист и политик, университетский профессор. Был ректором Лейденского университета. Автор многих трудов по частному и публичному праву. После наполеоновских войн содействовал возвращению Оранской династии, составлял королевские прокламации, участвовал в разработке Конституции и кодификации законов, был членом парламента.
В небольшом вестибюле перед входом в главный зал заседаний Верховного Суда Нидерландов висит большая картина современной художницы Хелен Верховен в жанре коллективного портрета. Она так и называется – «Верховный суд». Символически на картине – история голландской государственности и права и вечная борьба добра со злом.
В одном зале представлены символы (правосудие, насилие, несправедливость, агрессия — отсылки к известным полотнам и скульптурам) и десятки исторических лиц из разных эпох голландской истории: политики, философы, юристы, ученые. Здесь и Гроций, и Наполеон; Юстиция с весами — напротив Юдифи с головой Олоферна. Бесконечная борьба добра и зла.
Хелен Верховен, голландка по происхождению, успешная художница, дочь всемирно известного кинорежиссера («Основной инстинкт», «Робокоп», «Вспомнить всё» и т.д.), работала над картиной целый год. Произведение было создано по специальному заказу. В Нидерландах работает программа процентного финансирования изобразительного искусства в правительственных зданиях, согласно которой часть бюджета на строительство выделяется на арт-объекты. Особый художественный комитет, в состав которого вошли представители Верховного Суда, архитектурного бюро, государственного агентства недвижимости и строительной компании, разработал концепцию картины, которая отражала бы институт Верховного Суда Нидерландов, а также темы права и процедуры. Автор реализовала замысел нетривиально.

Интерактивную картину можно посмотреть и изучить на сайте Верховного Суда. Некоторые персонажи кликабельны и пояснены. А для голландца картина – наверняка квест по истории своего государства и права.
С 1930-х гг. было положено начало портретной галерее председателей Верховного Суда Нидерландов. Позже сложилась традиция дарить уходящему в отставку Председателю его портрет. Одно время на оплату заказа художника скидывались сами судьи, а за Председателем оставался выбор мастера. Сейчас это все заложено в бюджет Суда. После торжественного вручения экс-Председатель возвращает портрет обратно, чтобы выставить его в галерее.
Завершаем описание иконографии Верховного Суда Нидерландов его девизом. Это фраза Гуго Гроция UBI IUDICIA DEFICIANT INCIPIT BELLUM (Там, где суд терпит неудачу, начинается насилие).

Сейчас девиз виден за стеклами фасада, позади статуй выдающихся нидерландских юристов, а в старом здании он был высечен золотыми буквами в главном зале заседаний.
Над девизом тогда располагались изображения четырех великих законодателей: библейского Моисея (Десять заповедей), грека Солона (Афинская конституция), византийского императора Юстиниана (Corpus Juris Civilis) и французского императора Наполеона (Гражданский кодекс). Сейчас эти памятные доски остались в Палате представителей Парламента — Генеральных штатов.
Фото: Ben Bender, Marcel Antonisse, Rob Croes / Anefo /commons.wikimedia.org; сайт Верховного Суда Нидерландов hogeraad.nl


