В юриспруденции забвение (damnatio memoriae) применяется по меньшей мере в трех значениях: санкция, освобождение от наказания и субъективное право.
Забвение как санкция
Немецкий юрист Кристоф Шрайтер в своей диссертации, которую он защитил в Лейпцигском университете в 1689 г., назвал забвение как санкцию по-латыни damnatio memoriae (осуждение памяти). С тех пор меры по уничтожению любых следов памяти о человеке или событии так и называются.
В забвении (damnatio memoriae) могут проявляться различные претензии к историческому прошлому в различных обществах и в разные эпохи.
Еще в Древнем Египте стесывали имена ненавистных фараонов после их смерти. В Древнем Риме по приговору Сената предавали забвению императоров, высших магистратов и членов их семей: разрушались их статуи, вымарывались имена, переплавлялись монеты, отменялись связанные с ними мероприятия. Так пытались изъять из истории имена императоров Домициана, Коммода, Элагабала. В средневековой Венеции имя казненного дожа Марино Фальеро было стерто из общего списка в зале Большого Совета.
В истории России случаев damnatio memoriae также немало, в разных формах: был снят и наказан новгородский колокол; пугачевское восстание навсегда превратило реку Яик в Урал; место захоронения декабристов неизвестно; на фотографиях в 1930-е гг. ретушировали жертв сталинских репрессий, а после – тех, кто эти репрессии устраивал.
Известны проявления damnatio memoriae и в новейшей истории мира: наиболее ярким примером выступает “культура отмены” (cancel culture), доведенная до крайних пределов, случаи “памятникопада”, ограничения или запрет на оборот литературы и др.
Забвение как освобождение от наказания
Одно из значений слова «амнистия» (αμνηστια) по-гречески – и есть забвение. Забвение вины. Амнистия как бы “стирает” все юридические воспоминания о правонарушении.
Первый зафиксированный историей факт амнистии состоялся в Древней Греции. Стратег Фрасибул, герой Пелопонесской войны, возглавил сопротивление режиму Тридцати тиранов – олигархических правителей Афин. В течение восьми месяцев властвовали они над полисом (403-404 гг. до НЭ), отличаясь насилием, жестокостью и расправой над несогласными. Широко известен инцидент, произошедший с Сократом в этот период (об этом рассказывает Платон в “Апологии Сократа”, 32cd):
Тридцать в свою очередь призвали меня и еще четверых граждан в Круглую палату и велели нам привезти из Саламина саламинца Леонта, чтобы казнить его. Многое в этом роде приказывали они делать и многим другим, желая отыскать как можно больше виновных. Только и на этот раз опять я доказал не dсловами, а делом, что для меня смерть, если не грубо так выразиться, — самое пустое дело, а вот воздерживаться от всего беззаконного и безбожного — это для меня самое важное. Таким образом, как ни могущественно было это правительство, а меня оно не испугало настолько, чтобы заставить сделать что-нибудь несправедливое, но, когда вышли мы из Круглой палаты, четверо из нас отправились в Саламин и привезли Леонта, а я отправился домой. И по всей вероятности, мне пришлось бы за это умереть, если бы правительство не распалось в самом скором времени.
Фрасибул, при поддержке Фив и единомышленников, сумел свергнуть режим Тридцати тиранов. Он дал амнистию (“забыл”) злодейства всем трем тысячам мужчин, которые участвовали в органах власти и были преданны режиму. Амнистии не удостоились те самые тридцать тиранов (в течение последующего года они были убиты) и еще пару десятков непосредственно им подчинявшиеся магистратов.
Забвение как субъективное право
Если в древности забвением наказывали, то в информационную эпоху человек борется за право быть забытым. Уважение к личной жизни, конфиденциальность персональных данных гарантируются современным законодательством все в большем количестве стран. Вы вправе потребовать изъять ссылки на информацию о себе из всех поисковых систем и стать невидимкой в цифровом мире (или хотя бы думать, что это так).
С правом на забвение конфликтуют свобода распространения информации, свободы слова и печати. Эффективные правовые механизмы, способные установить баланс, пока не найдены.
Литература: