book

Забвение (damnatio memoriae) как юридическая категория

В юриспруденции забвение (damnatio memoriae) применяется по меньшей мере в трех значениях: санкция, освобождение от наказания и субъективное право.

Забвение как санкция

Немецкий юрист Кристоф Шрайтер в своей диссертации, которую он защитил в Лейпцигском университете в 1689 г., назвал забвение как санкцию по-латыни damnatio memoriae (осуждение памяти). С тех пор меры по уничтожению любых следов памяти о человеке или событии так и называются.

В забвении (damnatio memoriae) могут проявляться различные претензии к историческому прошлому в различных обществах и в разные эпохи.

Еще в Древнем Египте стесывали имена ненавистных фараонов после их смерти. В Древнем Риме по приговору Сената предавали забвению императоров, высших магистратов и членов их семей: разрушались их статуи, вымарывались имена, переплавлялись монеты, отменялись связанные с ними мероприятия. Так пытались изъять из истории имена императоров Домициана, Коммода, Элагабала. В средневековой Венеции имя казненного дожа Марино Фальеро было стерто из общего списка в зале Большого Совета.

В истории России случаев damnatio memoriae также немало, в разных формах: был снят и наказан новгородский колокол; пугачевское восстание навсегда превратило реку Яик в Урал; место захоронения декабристов неизвестно; на фотографиях в 1930-е гг. ретушировали жертв сталинских репрессий, а после – тех, кто эти репрессии устраивал.

Известны проявления damnatio memoriae и в новейшей истории мира: наиболее ярким примером выступает “культура отмены” (cancel culture), доведенная до крайних пределов, случаи “памятникопада”, ограничения или запрет на оборот литературы и др.

Забвение как освобождение от наказания

Одно из значений слова «амнистия» (αμνηστια) по-гречески – и есть забвение. Забвение вины. Амнистия как бы “стирает” все юридические воспоминания о правонарушении.

Первый зафиксированный историей факт амнистии состоялся в Древней Греции. Стратег Фрасибул, герой Пелопонесской войны, возглавил сопротивление режиму Тридцати тиранов – олигархических правителей Афин. В течение восьми месяцев властвовали они над полисом (403-404 гг. до НЭ), отличаясь насилием, жестокостью и расправой над несогласными. Широко известен инцидент, произошедший с Сократом в этот период (об этом рассказывает Платон в “Апологии Сократа”, 32cd):

Трид­цать в свою оче­редь при­зва­ли меня и еще чет­ве­рых граж­дан в Круг­лую пала­ту и веле­ли нам при­вез­ти из Сала­ми­на сала­мин­ца Леон­та, чтобы каз­нить его. Мно­гое в этом роде при­ка­зы­ва­ли они делать и мно­гим дру­гим, желая отыс­кать как мож­но боль­ше винов­ных. Толь­ко и на этот раз опять я дока­зал не dсло­ва­ми, а делом, что для меня смерть, если не гру­бо так выра­зить­ся, — самое пустое дело, а вот воз­дер­жи­вать­ся от все­го без­за­кон­но­го и без­бож­но­го — это для меня самое важ­ное. Таким обра­зом, как ни могу­ще­ст­вен­но было это пра­ви­тель­ство, а меня оно не испу­га­ло настоль­ко, чтобы заста­вить сде­лать что-нибудь неспра­вед­ли­вое, но, когда вышли мы из Круг­лой пала­ты, чет­ве­ро из нас отпра­ви­лись в Сала­мин и при­вез­ли Леон­та, а я отпра­вил­ся домой. И по всей веро­ят­но­сти, мне при­шлось бы за это уме­реть, если бы пра­ви­тель­ство не рас­па­лось в самом ско­ром вре­ме­ни. 

Фрасибул, при поддержке Фив и единомышленников, сумел свергнуть режим Тридцати тиранов. Он дал амнистию (“забыл”) злодейства всем трем тысячам мужчин, которые участвовали в органах власти и были преданны режиму. Амнистии не удостоились те самые тридцать тиранов (в течение последующего года они были убиты) и еще пару десятков непосредственно им подчинявшиеся магистратов.

Забвение как субъективное право

Если в древности забвением наказывали, то в информационную эпоху человек борется за право быть забытым. Уважение к личной жизни, конфиденциальность персональных данных гарантируются современным законодательством все в большем количестве стран. Вы вправе потребовать изъять ссылки на информацию о себе из всех поисковых систем и стать невидимкой в цифровом мире (или хотя бы думать, что это так).

С правом на забвение конфликтуют свобода распространения информации, свободы слова и печати. Эффективные правовые механизмы, способные установить баланс, пока не найдены.

Литература:

Платон. Апология Сократа

НаукаPRO. Римское проклятие

Рыжов В. Для совершенного забвения // Арзамас

Подрабинок Е.М. Особенности осуществления права на забвение в эпоху цифровизации общества // Пермский юридический альманах. 2019. №2