сторителлинг электронный бланк задания

Сторителлинг в обучении истории права

В университете все так или иначе занимаются рассказыванием историй. Реальных и придуманных, обучающих и развивающих. Кто-то умеет рассказывать их талантливо, кто-то – не очень. А уж преподавание истории права – это тотальное рассказывание историй, тотальный сторителлинг. Термин пришел к нам из английского (storytelling), в англоязычном сегменте Википедии есть объемная статья,  а русскоязычная часть при поиске отсылает на статью «Сказительство». Тоже, в общем, близко к университетским будням…

В последние годы сторителлинг стал актуален в маркетинге, но и в других отраслях ему тоже обучают. В частности, мне когда-то попалась публикация о занятной игре, которую разработали для студентов-журналистов преподаватели одного из американских университетов (оригинал здесь). Подумалось: а не применить ли ее к юристам, да еще и по истории права? Чтобы разнообразить самостоятельную работу. Так появилось новое задание, которое уже, наверное, третий год мы реализуем в рамках семинарских занятий. Опишу исходник и как пришлось его адаптировать к своему предмету. Итак, сторителлинг на занятиях по истории права.

Игра, придуманная американцами, называется «Storydeck: A Digital News Design Game». В американском английском deck, кроме всего прочего, – это колода игральных карт. Действительно, разработчики придумали набор из 15 карточек, на которых изображены иконки цифровых инструментов сторителлинга: фотография, игра, аудио или видео и т.д.

Условия игры таковы: студенты организуются в малые группы по 4-5 человек, выбирают сюжет истории, которую будут рассказывать, тянут из колоды 3 карточки, а затем формируют сюжетную линию, используя только выбранные инструменты цифрового дизайна. Помимо инструментария, студенты ограничены и временем. Конечный результат представляется как завершенный проект – история.

Как видим, цель ставится не только научиться сторителлингу, но и свободно делать это в цифровой форме.

Конечно, в первую очередь я просмотрела набор карточек (его аутентичный вариант можно свободно скачать по ссылкам, указанным выше). В силу специфики предмета истории права были исключены карточки «краудсорсинговая кампания» и «виртуальная реальность» (пока не придумала, как их применить). Фотографии для упрощения объединяем с картинками, аудио – с видео. Самих карточек стало 16: были добавлены «облако тегов», «календарь» и некоторые другие. После первого года апробации пришлось исключить карточку «база данных», присутствующую в аутентичном варианте колоды (не очень наглядно, первокурсникам затруднительно).

Наш набор карточек можно скачать на этой странице. Разумеется, содержание набора не может оставаться неизменным, какие-то элементы можно заменять, что-то добавить и т.д.

Теперь опишу методику применения сторителлинга на занятиях по истории права России в БФУ им. И. Канта.

Это задание используется по теме «Советские Конституции», где в плане семинарского занятия стоит большой блок вопросов по истории разработки, принятия, структуры и основных положений Конституций советского периода. Мы рассматриваем историю четырех основных законов: РСФСР 1918 г., и трех Конституций СССР – 1924, 1936 и 1977 гг. Академическая группа разбивается на 4 малых подгруппы, каждая выбирает (или преподаватель распределяет) одну из конституций. Это – тема. Можно отдать на сторителлинг полный набор вопросов по документу (и разработка, и порядок принятия, и структура, и содержание), а можно для краткости ограничиться, например, только первыми тремя, оставив основные положения на изучение с помощью казусов или заданий другого типа. В этом отношении возможны варианты, которые зависят от количества малых групп, их подготовленности, дидактических задач и прочего.

Каждая группа тянет из набора по 3 карточки (самый азартный и волнующий момент). Кстати, потому число карточек я в итоге сделала не кратное трем, а на одну больше, чтобы всегда оставался выбор. Именно эти три определенные фортуной инструмента необходимо использовать в своем сообщении, и только их. В какой доле – остается на усмотрение группы, но каждый инструмент должен быть задействован хотя бы раз.

Онлайн формат занятий заставил искать замену жребию из колоды карточек. На помощь пришли рандомайзеры со следующих ресурсов: https://wheelofnames.com/ или https://www.flippity.net/

Каждая история (по-старому – доклад), ограничена временем – не более 15 минут.

Группы представляют свои результаты на занятии. Можно уложиться в одну пару (1 ч. 30 мин.): выступления занимают 1 час, полчаса выделяются на обсуждение.

Оценка результата осуществляется так. Изначально «на счету» у группы 5 баллов. За каждый недочет (в целом) снижается 1 балл: за неиспользование хотя бы одного инструмента; за превышение времени; за допущенные фактические ошибки. В итоге группа может получить от 2 до 5 баллов за работу и ее представление.

Формат задания позволяет не только учиться обрабатывать большой массив материала, извлекать из него информацию и четко формулировать мысли, но и представлять их разными способами с использованием цифровых технологий, соблюдать регламент, быть точным, лаконичным, пунктуальным. Для юриста это важные качества, как и для историка права.

Конечно, навыки работы с цифровыми инструментами и информацией у студентов разные. Но интерес к такого рода заданиям высок, часто бывают любопытные технические находки. Занятия в такой форме проходят нескучно и полезно. Попробуйте и вы.

storydeck-legal-history