Оливер Кромвель

Как Кромвель «похитил» Рождество

На самом деле, обвинение Оливера Кромвеля в том, что он «похитил» Рождество, – преувеличение. Историки доказывают, что личный вклад  Лорда-Протектора в анти-рождественское законодательство минимален. Но случилась эта история в Англии именно при Кромвеле, который, хоть и не отменял праздник непосредственно, но и не препятствовал этому, поскольку был лидером партии тех, кто сильно этого желал. Поэтому сомнительная слава «похитителя» Рождества следует за Кромвелем до сих пор. Сейчас, почти 400 лет спустя, когда маленький злобный коронавирус пытается с помощью правительственных ограничительных мер украсть у человечества Рождество, Новый год и сам дух этих праздников, об этой истории вспоминают не случайно.

Оливер Кромвель
Оливер Кромвель (художник С. Купер)/wikipedia.org

Если уж и называть настоящего виновника, отменил Рождество так называемый Долгий Парламент, который заседал в Вестминстере в годы Гражданской войны в середине XVII в. Кромвель, кстати, его разогнал, но принятых анти-рождественских законов при этом не отменил. Тон в Парламенте задавали радикальные пуритане (английские протестанты), а в их среде отношение к рождественским праздникам было крайне отрицательным. Пуритане считали, что Рождество и следующие за ним 12-дневные святки – это оправдание греховности во всех ее проявлениях, никаких оснований для празднования Рождества в Библии нет, все это выдумки католической церкви. Напротив, этот день – не для веселья, а для поста, смирения и благочестивых размышлений.

Долгий Парламент
Долгий Парламент/wikipedia.org

Безусловно, помимо чисто богословских расхождений, вопрос о Рождестве имеет и политическую плоскость. Хоть Англия и находится в вечном дрейфе по отношению к континентальной Европе (возьмите, допустим, правовые системы или Brexit), это всегда конкуренция. Вся история Великобритании веками основывалась на балансе сил между монархией и парламентом. Но когда многие в парламенте заподозрили, что король Карл I и его жена-католичка возвращают в Англию то, что называется «папством» – католицизм, баланс был нарушен.  А Рождество – это «папский» праздник, и традиция Рождества никогда так и не стала исключительно протестантской. Те, кто был против тяги Карла I к католицизму, стремились избавить страну от праздника, так тесно связанного и с личностью Карла, и с Римом.

Король Карл I
Король Карл I (худ. А. ван Дейк)/wikipedia.org

Свое представление о Рождестве пуритане продвигали постепенно. Шотландская церковь (пресвитерианская) прекратила всяческие празднества еще в середине XVI в. Ненадолго королю Якову I в начале XVII в. удалось все вернуть, но после восстания шотландцев Рождество там отменили в 1640 г. Затем наступил черед и англичан: сторонники короля Карла I в Парламенте уступили пуританам, разгоралась Гражданская война. Главой партии радикальных пуритан – индепендентов – стал Оливер Кромвель. И похищение Рождества парламентским путем началось.

25 декабря 1643 г. несколько торговцев-пуритан открыли в Лондоне двери своих магазинов, чтобы показать, что они считают этот день обычным, ничем не отличающимся от любого другого. Заперты были и несколько церквей: праздничные службы не проводились.  Многие депутаты явились в здание Парламента, тем самым продемонстрировав свое пренебрежение традиционным рождественским праздником. Это была первая проверка общественного мнения, которая не осталась без ответа: лондонские подмастерья – сторонники традиционных ценностей – возмутились, напали на магазины и заставили владельцев лавок все-таки закрыться.

В следующем 1644 г. Рождество совпало с одним из ежемесячных постных дней. И вот тут-то Долгий Парламент разразился Ордонансом от 19 декабря. Празднование Рождества отменялось. Было предписано не только соблюдать пост, но и делать это «с еще более торжественным унижением, потому что он может призвать к воспоминанию наши грехи и грехи наших предков, которые превратили этот праздник, претендуя на память Христа, в крайнюю забывчивость о нем, дав свободу плотским и чувственным наслаждениям».

ордонанс 1644
Ордонанс 19 декабря 1644 г.

В январе 1645 г. Парламент издал новый «Справочник общественного поклонения Богу» – альтернативу англиканской «Книге общей молитвы», сборнику богослужений. В Справочнике Рождество вообще не упоминалось. Заодно – и Пасха, и Троица, и другие праздники: не должно быть никаких святых дней, кроме воскресенья. И уже в декабре того же года «анти-Рождество» прошло в посте, трудах и смирении. Парламентарии и сам Кромвель трудились 25 декабря на благо Отечества.

Наконец, 10 июня 1647 г. Долгий Парламент принял Ордонанс, объявивший празднование Рождества, Пасхи, Троицы и других бывших праздников преступлением. Закрытие магазинов, проведение и участие в праздничных богослужениях, шум, праздность и веселье наказывались.

Публикация Ордонанса 10 июня 1647 г.
Публикация Ордонанса 10 июня 1647 г.

Но отнять у людей праздник, когда жизнь и без того тяжела (а напомним, что шла Гражданская война), зачастую чревато тяжкими последствиями. Праздновали островитяне Рождество действительно бурно, разгульно, щедро. Это было время, когда люди навещали семью, которую не видели весь год, и встречались со старыми друзьями. Дома украшались, не гасли огни и не утихали вечеринки и игры, повсюду пахло специальным рождественским элем. На двенадцатый день, широко известный как «Двенадцатая ночь», всеобщий пир завершал торжества. Великий Шекспир увековечил праздник Двенадцатой ночи в одной из своих бессмертных пьес. И вот это все было отнято и у богатых, и у бедных.

Начались «про-рождественские» беспорядки. Нападения на работающие в Рождество магазины множились, люди стали публично распевать рождественские гимны и развешивать веточки плюща и остролиста, некоторые священники продолжали проводить службы, а лавочники – закрывать свои заведения. В Кентерберри закончилось бунтом. Когда на Рождество 1647 г. глашатай на площади объявил об отмене праздника, собралась большая толпа, которая стала требовать соблюдения традиций. Мэр, судьи, духовенство вынуждены были бежать из города. Любопытно, что беспорядки в Кентерберри называют еще «футбольными»: жители демонстративно выносили из дома футбольные мячи и играли в футбол, футбол стал «традиционным символом праздничного беззакония». Как это по-английски! Через несколько месяцев Кент поднял восстание во имя короля Карла I, которое стало частью Гражданской войны и с трудом было подавлено Кромвелем.

После казни в 1649 г. короля Карла I массовых публичных беспорядков стало меньше. Солдаты патрулировали улицы, особенно в Лондоне, чтобы положить конец любым рождественским праздникам. Но протест перешел в скрытую форму: люди продолжали праздновать Рождество в частном порядке. Историки отмечают, что Парламенту приходилось издавать прокламации против Рождества на протяжении 1650-х гг., и это доказывает, что запрет игнорировался. В день Рождества 1656 года депутаты и лорды, пришедшие на работу в Парламент, жаловались, что они очень мало спали прошлой ночью из-за «подготовки к празднованию этого глупого дня».  Празднование Рождества становилось актом гражданского неповиновения всех слоев общества. Роялистская оппозиция называла парламентариев «убийцами» (какие уж тут похитители!) Рождества; особенно символичный смысл это приобрело, когда в одной из про-рождественских драк убили мужчину по имени Кристмас. Англиканское духовенство в своих брошюрах также защищало Рождество и важность передачи этой традиции молодежи.

Король Карл II
Король Карл II (худ. Д. Райли)/wikipedia.org

В конечном счете Парламент проиграл. Произошла реставрация монархии, баланс парламента и короля был восстановлен. Король Карл II отменил все ограничения и запреты, взойдя на трон в 1660 г., и вернул украденное Рождество людям. А труп умершего уже к тому времени Кромвеля новый Парламент приказал выкопать и повесить: Лорд-Протектор был посмертно приговорен к смертной казни.

В последующем британская монархия сполна реабилитировала Рождество. И не просто реабилитировала, а переизобрела. Праздник в том виде, в котором его сейчас отмечают британцы, – это викторианская традиция. Королева Виктория с мужем принцем Альбертом были фанатами Рождества. Все-таки германские корни (мать Виктории – принцесса Саксен-Кобург-Заальфельдская, Альберт – саксонский принц из Саксен-Кобург-Готской династии) дали о себе знать. Перенос основного веселья с Двенадцатой ночи на Рождество, рождественская елка – все это родом из викторианской эпохи. И конечно, гениальный Чарльз Диккенс, еще один британец, который изобрел Рождество, создал своими святочными рассказами особый рождественский дух, теперь уже неотъемлемый от образа этого замечательного праздника.  

Литература

Stoyle M. Did Oliver Cromwell ban Christmas? The Puritan assault on Christmas during the 1640s and 1650s

Hodkinson R. Who put the ‘Ex-‘ in Xmas?

Foussians C. How Queen Victoria and Prince Albert Made Christmas Trees a Holiday Staple