Что такое «правовая иконография»?

Юридическая наука – это не только законы, нормы, правоотношения. В ней есть много направлений, мало известных, но очень любопытных. Одно из них – правовая иконография. Здесь вы узнаете об истории ее возникновения и о том, чем она занимается. Более подробно об этом можно прочитать в нашей статье. Но ведь статья в серьезном научном журнале чаще всего без картинок. А рассказ об иконографии без картинок – почти беспредметен, и уж во всяком случае скучен. Поэтому на сайте он получится так, как следует.

нотариальные знаки
Роза – символ конфиденциальности, секретности. Неслучайно розы (розетки) изображают на католических исповедальнях. Особые индивидуальные знаки, которые использовали средневековые нотариусы, также используют символику розы.

Термин «иконография», к каким бы сферам человеческой деятельности он ни применялся, означает совокупность изображений и их описание. Нетрудно заметить, что термин этот составлен из двух греческих слов: εἰκών «икон (эйкон)» – образ, изображение и γράφω «графо» – пишу. Энциклопедия Britannica дает следующее определение: «Иконография – это наука об идентификации, описании, классификации и интерпретации символов, тем и предметов в изобразительном искусстве». Для профессиональных историков иконография – это вспомогательная историческая дисциплина, а также методика определения достоверности изображения какого-либо исторического лица или события, их опознания и датировки. Иконографией называют также и совокупность сюжетов, характерных для определенной эпохи, и совокупность изображений какого-то объекта (человека, биологического объекта и т.д.).

Майнд-мэп, или древовидные схемы, используются не только сегодня. В юридических книгах Нового времени они также нередко встречаются. С их помощью иллюстрировали правоотношения и связь юридических понятий либо доктрин.

Вот одно из таких «юридических деревьев», или номодендрон (nomodendron), из книги 16 в. В нем представлены различные виды юридических действий, касающихся положений и контрактов, связанных с делимыми и неделимыми вещами.
Источник фото: flickr.com/photos/yalelawlibrary

Поначалу иконография занималась описанием христианского искусства. Затем, по мере роста светского искусства, – художественными образами в целом.

Монфокон

Основы иконографии как исторической науки заложил, как считается, монах Бернар де Монфокон (1655-1741), французский историк и филолог. Свой пятнадцатитомный труд он озаглавил «Древность изъясненная и представленная в рисунках» (1719-1724 гг.).

Дидрон

Постепенно формировался и иконографический метод, особый импульс развитию которого придал интерес к Средневековью, пробужденный романтизмом на рубеже 18 – 19 вв. Начала научного иконографического метода связывают с именем другого французского историка (кстати, и юриста тоже) – Адольфа Наполеона Дидрона (1806-1867).

В 1830-1840-е гг. А. Дидрон работал под началом французского историка и политика Франсуа Гизо. Ф. Гизо был не только министром и даже премьер-министром Франции. Он, прежде всего, снискал себе славу как ученый. А будучи министром просвещения, организовал «Комитет истории Франции» (Comité de l’histoire de France), где Дидрон стал отвечать за инвентаризацию и публикацию документов по истории Франции. В 1843 г. Дидрон опубликовал работу «Христианская иконография: история Бога».

Крупнейшими российскими дореволюционными историками, которые развивали иконографический метод, были академик Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) и профессор Николай Васильевич Покровский (1848-1917).

Рипа

Наряду с иконографией, появляется и иконология – направление исследований, чьим предметом является раскрытие смысла, символики, значения изображения. И, хотя впервые термин «иконология» встречается уже в начале 18 века в одноименном трактате итальянского ученого-гуманитария Чезаре Рипы (1555-1622), сочинение итальянца представляет собой, скорее, упорядоченное и комментированное собрание иллюстраций, без попытки глубокой интерпретации.

Научное направление и научный метод иконологии рождаются только в начале 20 столетия в трудах немецких ученых Аби Варбурга (1866-1929) и в особенности – Эрвина Панофски (1892-1968). Э. Панофски на пике своей научной деятельности вынужден был эмигрировать в США, спасаясь от нацистского режима, и большую часть своих работ опубликовал уже там.

А вот основоположником правовой иконографии является немецкий правовед Карл фон Амира (1848-1930). В конце XIX в. он был профессором немецкого и церковного права во Фрайбургском университете, а с 1892 г. – профессором конституционного права Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана.

Амира
К. фон Амира – основоположник правовой иконографии

Основным предметом научного интереса К. фон Амиры было раннее германское и средневековое римское право, и наиболее фундаментальным его трудом стал подробный комментарий к дрезденской иллюминированной (иллюстрированной) рукописи Саксонского зерцала (1902-1926 гг.). Отдельными исследованиями вышли трактаты о жестах рук в иллюминированной рукописи Саксонского зерцала (1905 г.) и жезле в германской правовой символике (1909 г.).

судейский посох
В Средние века и в раннее Новое время в германской правовой символике знаком судейской власти был судейский жезл (посох). Особым ритуалом стало преломление жезла. Это делалось, когда прерывалось судебное разбирательство или судья уходил в отставку.
Согласно Тирольскому уголовному уставу короля Максимилиана 1499 г. и Каролине (1532 г.) сломанный судейский посох был и знаком смертного приговора и, таким образом, синонимом исключения осужденного из рядов живых. На этом символическом действии суд завершался: судья ломал посох над головой осужденного со словами «Теперь помоги тебе Бог – я больше не могу тебе помочь!», и приговоренного вели на казнь.
А в немецком языке с тех давних пор появилось выражение «Сломать палку над кем-либо», что означает «судить кого-либо, оценивать негативно».
Иллюстрация: landesarchiv-bw.de

Итак, что же такое «правовая иконография»? Это междисциплинарное (историческое, юридическое, искусствоведческое) направление научных исследований, предметом которого является описание и интерпретация изобразительных источников, связанных с юридическим содержанием. Речь идет о символических объектах, иллюстрациях в юридических книгах, аллегориях или картинах с юридическими сценами, памятниках монументального искусства и т.д., с помощью которых создаются образы различных правовых явлений, образы правовой реальности.

“Тебе – ветка, и тебе – ветка”.

Передача ветки символически означала наделение феодом. На картинке из Гейдельбергской рукописи Саксонского зерцала король раздает феоды своим вассалам. Пальцами они указывают на себя – теперь они служат королю.

Рост интереса к иконографии в исторических науках можно отнести к последней трети ХХ столетия, а что касается правовой иконографии, то ее активное развитие продолжается где-то в течение последних тридцати лет. В числе разнообразных «поворотов» в науке (лингвистического, цифрового и др.) с полным правом говорится и о «визуальном повороте».

Главные задачи иконографии – систематизация и описание. Для иконографического анализа значение имеет типология композиций и сюжетов (выделение так называемых иконографических типов и схем – устоявшихся композиций изображения). В качестве примера здесь можно назвать «Зерцало правосудия» Петра I, иконографическая схема которого в виде трехгранной призмы с текстами указов сложилась в XVIII столетии и сохранялась до начала ХХ в. По качеству и эстетике исполнения «зерцала» были разными, но общий тип и схема этого символического объекта оставались неизменными. Посмотрите на пару примеров “зерцал” ниже.

А вот иконология – это уже интерпретация: исследователь вскрывает смыслы, скрытые от первоначального взгляда, может быть, даже такие, которые подсознательно (или неосознанно) вложил в изображение сам автор или сама эпоха.

Исследователи во многих странах занимаются созданием цифровых коллекций изображений правовой тематики. Это делает изобразительные источники доступнее и обеспечивает их изучение с помощью цифровых инструментов. Среди таких коллекций: коллекция оцифрованных иллюстрированных средневековых рукописей DMMapp, фотоархив TheNomosofImages (Институт искусств во Флоренции (Италия), совместно с Институтом истории европейского права им. Макса Планка (Германия) и Институтом истории права им. Леопольда-Венгера Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Германия)), коллекцию Йельского университета (США).