Юридическая наука – это не только законы, нормы, правоотношения. В ней есть много направлений, мало известных, но очень любопытных. Одно из них – правовая иконография. Здесь вы узнаете об истории ее возникновения и о том, чем она занимается. Более подробно об этом можно прочитать в нашей статье. Но ведь статья в серьезном научном журнале чаще всего без картинок. А рассказ об иконографии без картинок – почти беспредметен, и уж во всяком случае скучен. Поэтому на сайте он получится так, как следует.
Термин «иконография», к каким бы сферам человеческой деятельности он ни применялся, означает совокупность изображений и их описание. Нетрудно заметить, что термин этот составлен из двух греческих слов: εἰκών «икон (эйкон)» – образ, изображение и γράφω «графо» – пишу. Энциклопедия Britannica дает следующее определение: «Иконография – это наука об идентификации, описании, классификации и интерпретации символов, тем и предметов в изобразительном искусстве». Для профессиональных историков иконография – это вспомогательная историческая дисциплина, а также методика определения достоверности изображения какого-либо исторического лица или события, их опознания и датировки. Иконографией называют также и совокупность сюжетов, характерных для определенной эпохи, и совокупность изображений какого-то объекта (человека, биологического объекта и т.д.).
Поначалу иконография занималась описанием христианского искусства. Затем, по мере роста светского искусства, – художественными образами в целом.
Основы иконографии как исторической науки заложил, как считается, монах Бернар де Монфокон (1655-1741), французский историк и филолог. Свой пятнадцатитомный труд он озаглавил «Древность изъясненная и представленная в рисунках» (1719-1724 гг.).
Постепенно формировался и иконографический метод, особый импульс развитию которого придал интерес к Средневековью, пробужденный романтизмом на рубеже 18 – 19 вв. Начала научного иконографического метода связывают с именем другого французского историка (кстати, и юриста тоже) – Адольфа Наполеона Дидрона (1806-1867).
В 1830-1840-е гг. А. Дидрон работал под началом французского историка и политика Франсуа Гизо. Ф. Гизо был не только министром и даже премьер-министром Франции. Он, прежде всего, снискал себе славу как ученый. А будучи министром просвещения, организовал «Комитет истории Франции» (Comité de l’histoire de France), где Дидрон стал отвечать за инвентаризацию и публикацию документов по истории Франции. В 1843 г. Дидрон опубликовал работу «Христианская иконография: история Бога».
Крупнейшими российскими дореволюционными историками, которые развивали иконографический метод, были академик Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) и профессор Николай Васильевич Покровский (1848-1917).
Наряду с иконографией, появляется и иконология – направление исследований, чьим предметом является раскрытие смысла, символики, значения изображения. И, хотя впервые термин «иконология» встречается уже в начале 18 века в одноименном трактате итальянского ученого-гуманитария Чезаре Рипы (1555-1622), сочинение итальянца представляет собой, скорее, упорядоченное и комментированное собрание иллюстраций, без попытки глубокой интерпретации.
Научное направление и научный метод иконологии рождаются только в начале 20 столетия в трудах немецких ученых Аби Варбурга (1866-1929) и в особенности – Эрвина Панофски (1892-1968). Э. Панофски на пике своей научной деятельности вынужден был эмигрировать в США, спасаясь от нацистского режима, и большую часть своих работ опубликовал уже там.
А вот основоположником правовой иконографии является немецкий правовед Карл фон Амира (1848-1930). В конце XIX в. он был профессором немецкого и церковного права во Фрайбургском университете, а с 1892 г. – профессором конституционного права Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана.
Основным предметом научного интереса К. фон Амиры было раннее германское и средневековое римское право, и наиболее фундаментальным его трудом стал подробный комментарий к дрезденской иллюминированной (иллюстрированной) рукописи Саксонского зерцала (1902-1926 гг.). Отдельными исследованиями вышли трактаты о жестах рук в иллюминированной рукописи Саксонского зерцала (1905 г.) и жезле в германской правовой символике (1909 г.).
Согласно Тирольскому уголовному уставу короля Максимилиана 1499 г. и Каролине (1532 г.) сломанный судейский посох был и знаком смертного приговора и, таким образом, синонимом исключения осужденного из рядов живых. На этом символическом действии суд завершался: судья ломал посох над головой осужденного со словами «Теперь помоги тебе Бог – я больше не могу тебе помочь!», и приговоренного вели на казнь.
А в немецком языке с тех давних пор появилось выражение «Сломать палку над кем-либо», что означает «судить кого-либо, оценивать негативно».
Иллюстрация: landesarchiv-bw.de
Итак, что же такое «правовая иконография»? Это междисциплинарное (историческое, юридическое, искусствоведческое) направление научных исследований, предметом которого является описание и интерпретация изобразительных источников, связанных с юридическим содержанием. Речь идет о символических объектах, иллюстрациях в юридических книгах, аллегориях или картинах с юридическими сценами, памятниках монументального искусства и т.д., с помощью которых создаются образы различных правовых явлений, образы правовой реальности.
Передача ветки символически означала наделение феодом. На картинке из Гейдельбергской рукописи Саксонского зерцала король раздает феоды своим вассалам. Пальцами они указывают на себя – теперь они служат королю.
Рост интереса к иконографии в исторических науках можно отнести к последней трети ХХ столетия, а что касается правовой иконографии, то ее активное развитие продолжается где-то в течение последних тридцати лет. В числе разнообразных «поворотов» в науке (лингвистического, цифрового и др.) с полным правом говорится и о «визуальном повороте».
Главные задачи иконографии – систематизация и описание. Для иконографического анализа значение имеет типология композиций и сюжетов (выделение так называемых иконографических типов и схем – устоявшихся композиций изображения). В качестве примера здесь можно назвать «Зерцало правосудия» Петра I, иконографическая схема которого в виде трехгранной призмы с текстами указов сложилась в XVIII столетии и сохранялась до начала ХХ в. По качеству и эстетике исполнения «зерцала» были разными, но общий тип и схема этого символического объекта оставались неизменными. Посмотрите на пару примеров “зерцал” ниже.
А вот иконология – это уже интерпретация: исследователь вскрывает смыслы, скрытые от первоначального взгляда, может быть, даже такие, которые подсознательно (или неосознанно) вложил в изображение сам автор или сама эпоха.
Исследователи во многих странах занимаются созданием цифровых коллекций изображений правовой тематики. Это делает изобразительные источники доступнее и обеспечивает их изучение с помощью цифровых инструментов. Среди таких коллекций: коллекция оцифрованных иллюстрированных средневековых рукописей DMMapp, фотоархив TheNomosofImages (Институт искусств во Флоренции (Италия), совместно с Институтом истории европейского права им. Макса Планка (Германия) и Институтом истории права им. Леопольда-Венгера Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Германия)), коллекцию Йельского университета (США).